В марте 2023 года в Ташкенте стартует первая в Узбекистане программа профессионального развития по корпоративному управлению «Независимый директор. Silk Road».

Сегодня регион Центральной Азии и Кавказа проживает экономический ренессанс. Это способствует развитию практик корпоративного управления в государственных и частных компаний во многих странах этого региона.

О том, какую ценность привносят Российские директора на волне развития практик работы советов директоров в интервью управляющему директору Академии АНД Анастасии Кудрявцевой рассказала Ольга Ульянова, Член СД Асакабанка (Узбекистан) и выпускница программ «Академии АНД».

Анастасия Кудрявцева: Ольга, расскажите о своём опыте работы в Узбекистане в качестве члена совета директоров.

Ольга Ульянова: Я активно работаю с Узбекистаном более 15-ти лет. В 2008 году, работая в Moody’s, я была первым аналитиком международного рейтингового агентства, который приехал в Узбекистан с целью присвоения международного рейтинга ведущему узбекскому банку. Я тогда впервые посетила эту страну и… пропала – влюбилась в ее культуру, природу, в людей, обожающих и умеющих учиться.

В 2022 году я сменила «шляпу» аналитика на «шляпу» независимого директора одного из узбекских банков. Это было сродни тому, как много лет играть одну и ту же главную роль в знакомом тебе спектакле, а потом – раз, и получить в этом же спектакле роль твоего давнего партнера.

В одночасье из колкого, жесткого, придирчивого инвестиционного аналитика ты превращаешься в терпеливого ментора, из внешнего наблюдателя – в играющего тренера, из «Оля апа» — в Ольгу Геннадьевну. Но ситуация-то остается давно тебе знакомой, весь антураж, все сильные и слабые стороны операционной среды – те же. И ты – тот же, с тем же многолетним опытом, знанием культуры и менталитета, традиций и обычаев делового общения.

В общем, никакого чувства новизны не было, скорее, напротив – чувство из разряда «ну наконец-то можно не только критиковать, но и что-то реально привнести, сделать своими руками и – даже еще важнее - мозгами»….

Анастасия Кудрявцева: С какими особенностями Вы столкнулись, работая в системе корпоративного управления стран «Шелкового Пути».

Ольга Ульянова: Вы, наверное, ожидаете услышать: «Восток – дело тонкое!» Ну что же, считайте – что я это сказала.

А если серьезно, то – да, недавно мне случилось резюмировать эти культурные особенности для своих друзей – людей с европейским менталитетом, с недавнего времени работающих в Узбекистане. Ребята казались немного озадаченными, даже как будто удрученными, что проекты не движутся так быстро, как хотелось бы.

Я была вынуждена признать, что напор здесь неуместен.

В Узбекистане и в бизнесе, и в частной жизни важны добрые и – главное - длительные отношения.

Если мы применительно к Европе говорим о важности soft skills, эмоционального интеллекта, то чаще всего имеем в виду такт, дипломатию, дежурную улыбку. А «Шелковый Путь» – он на то и «шелковый», чтобы вплести в него и много труда, и много разговоров, и мягкий юмор, и мудрость, и много чашек чая, выпитых «с уважением» (это когда тебе наливают в чашку совсем чуть-чуть чая и постоянно подливают, демонстрируя заботу). Много-много шагов вперед и почти столько же шагов назад, прежде чем заметно продвинуться… Ну вот такая культура!

Как сказали мои друзья – у узбеков как будто «девять жизней в запасе», они никуда не торопятся. Но я в ответ парировала: не торопятся, но медленно поспешают. За пятнадцать лет, что я езжу в Узбекистан, изменения вижу колоссальные! И при въезде на таможенном и паспортном контроле (кто помнит – тот меня поймет!), и в части либерализации оборота валюты, и в части использования платежных карточек, и мобильная связь, и «единое окно» сродни нашим МФЦ.

А сколько построено гостиниц, новых прекрасных жилых домов! Тоннель в Ферганскую долину, скорая железная дорога до Самарканда и Бухары, собственно – в самом Самарканде прекрасные современные конгресс-холлы, да даже волшебный горнолыжный курорт Амирсой! Да, все это делалось медленно, но можно ожидать, что и резких откатов назад не будет.

А если посмотреть на то, как в Узбекистане работают «социальные лифты» - то диву даешься! Пятнадцать лет назад ты знал этого человека как старшего специалиста банка, а сейчас он – Председатель Правления с дипломом MBA. Как вам такое?

Анастасия Кудрявцева: Каковы отличия в практике работы совета: содержание повестки, фокус внимания, погружённость в операционную деятельность, составы и роль комитетов?

Ольга Ульянова: В Узбекистане деловая повестка сейчас сконцентрирована на приватизации. Доминанта государства в экономике колоссальная, власти это понимают и поставили определенные цели по привлечению частных инвесторов.

Чтобы интерес инвесторов не угас, нужно двигаться в направлении коммерциализации и либерализации деятельности предприятий и банков, повышать их прозрачность, конкурентоспособность и прибыльность.

Многие коммерческие процессы для государственных предприятий новы и незнакомы. Каюсь, в работе довольно глубоко приходится погружаться в операционку - теория копоративного управления в части «наблюдения и невмешательства» здесь не вполне применима. Если просто наблюдать и требовать некого «стандартного отчета в соответствии с лучшими мировыми практиками», то это будет сродни «пойди туда, не знаю куда, и принеси то, не знаю что».

Но есть решение, позволяющее и сохранить независимость суждения, и предотвратить конфликт интересов. Это, конечно же, тренинги и менторство. Постоянно подсовывать исполнительному руководству какие-то книги, интересные формы управленческой отчетности, не поверите - фильмы даже, и разъяснять, разъяснять, разъяснять. А уж потом – получать обратную связь, получать информацию и анализировать, что сработало, а что требует возвращения к вопросу и новых пояснений.

Узбекистан – это развивающаяся экономика, развивающаяся страна, и я констатирую с вдохновением.

Ведь это значит, что много есть, что улучшать и развивать, большой и интересный путь ждет нас впереди. Хотя и тернистый, конечно же, тоже.

К примеру, в Узбекистане принято все регулировать законодательными нормами: от присвоения рейтингов до развития текстильных предприятий или, скажем, тепличных и виноградарских хозяйств. Это, конечно, большинству иностранцев кажется странным и непривычным. Но вот, к примеру, тот факт, что ключевые нормы корпоративного управления (как то – наличие определенных комитетов, привлечение независимых членов совета директоров, контроль за деятельностью и независимостью внешних аудиторов) были централизованно спущены всем государственным предприятиям Минфином, я расцениваю, скорее, позитивно. Когда еще каждый госбанк и каждое госпредприятие самостоятельно дорастет до всех этих стандартов? А при наличии законодательства – хочешь, не хочешь, а начинаешь играть по правилам «лучших практик».

Анастасия Кудрявцева: Что для Вас лично - работа в совете директоров в узбекской компании?

Ольга Ульянова: Прежде всего, это очень много разговоров – разъяснения, обмен опытом, постановка правильных вопросов, уточнения, менторство. Если хотите – доброжелательная вербовка каждого собеседника, от рядового сотрудника до коллеги по совету, в свой «лагерь высокой культуры корпоративного управления».

Мне тут недавно один наш зампред сказал: «Ольга Геннадьевна, у нас как раз пустует место корпоративного гуру. Вы не хотите?». Я, конечно, оценила иронию, но и была благодарна за такую шутку: если я своим поведением напоминаю корпоративного гуру – ну и супер, пусть будет так!

По крайней мере, во время недавнего восхождения на Килиманджаро я записала для своих коллег из совета видеоролик и направила его в нашу группу в Telegram. Что я там сказала – здесь не хочу раскрывать, но, поскольку в таких «местах силы» все пожелания сбываются, то, поверьте, пожелание нам всем было самое заветное, самое искреннее!

Анастасия Кудрявцева: Что дает кросс-культурный обмен совету директоров?

Ольга Ульянова: В нашем совете участвуют директора из Узбекистана, Армении, России, и каждому есть, чем поделиться, - опытом, культурным паттерном, наблюдением за национальной экономикой.

Не перегну, наверное, палку, если скажу, что многих из нас уже связывают даже дружеские отношения. И — вы не поверите, наверное! — у нас в совете каждый директор может сказать хотя бы пару фраз и на узбекском, и на армянском, и на русском языках. Ну и английский мы тоже, естественно, нередко используем.

Примите участие в первой в Узбекистане программе профессионального развития по корпоративному управлению «Независимый директор. Silk Road».

Вас ждут:

  • Лучшие глобальные практики корпоративного управления
  • Кросс-культурная группа директоров
  • Погружение в специфику региона

 

Подробнее

 


/ 03.03.2023

Присоединяйтесь к нам в соцсетях и мессенджерах
чтобы получать полезные материалы и свежие новости про корпоративное управление

« К списку новостей

Специальные сервисы
для директора и совета директоров