Сохранение бизнеса и обеспечение роста его стоимости – одна из основных задач совета директоров. В ближайшие годы рынок РФ ждет миграция ценности, которая заставит компании провести переоценку своих стратегических приоритетов, снова пересобрать и перенастроить свои бизнес-модели.

Искать точки роста придется под воздействием большого количества факторов: санкции, новые волны пандемии, рост цен на энергоносители, рост стоимости логистики, ограниченный доступ к финансированию, глобальный экономический спад и инфляция.

Уход западных игроков, с одной стороны, создаст проблемы, а с другой откроет ниши для замещения и роста. Одним компаниям потребуется нарастить мощности, другим – найти новых партнеров, перестроить логистику, перезапустить производство, третьим – продать бизнес и перенаправить инвестиции в другие сегменты и даже отрасли.

Потребуется посмотреть на отрасли не через привычную узкую призму продуктов или услуг, а через более широкую призму болей и проблем клиентов, быть готовыми предложить заменители. Примеры таких отраслей: финансовые услуги, реклама в соц. сетях, туризм, недвижимость, продукты питания, запасные части, продажа автомобилей, обучение и отдых заграницей.

Ключевым фактором в этих простых условиях станет способность к адаптации и к проведению инноваций в условиях высочайшей неопределенности. СД потребуется ответить на следующие вопросы:

  1. Что изменится, а что останется неизменным? На какие сценарии мы будем опираться при принятии стратегических решений?
  2. Сколько у нас есть времени для стабилизации бизнеса и сможем ли мы его стабилизировать?
  3. Какие окна возможностей для роста отрываются, а какие закрываются? Какие клиентские сегменты будут устойчивыми? Какие проблемы мы можем помочь им решить? Какие направления имеет смысл продать, какие купить, какие перевести на другие рынки?
  4. Как адаптировать бизнес-модель? Имеет ли смысл вертикальная интеграция и диверсификация? Каким теперь будет предложение ценности? На каких технологиях, с какой сырьевой базой и структурой затрат мы будем его создавать? Как должна адаптироваться структура, команда, модель управления?
  5. Какие меры поддержки, партнерства и альянсы следует задействовать в новых условиях?

В процессе стратегической адаптации очень важна активная роль СД. Процессы и культура многих организаций естественным образом настроены на выполнение рутинных операций. Для получения права на рост в новых условиях СД потребуется стимулировать поиск возможностей, выбирать приоритеты, создавать импульс к изменениям и инновационную среду. Потребуется актуализировать инновационные компетенции и повысить организационную готовность к изменениям.

Запись онлайн-встречи с Сергеем Чумаком

Подробнее о программе Сертификации членов СД

/ 23.08.2022

Присоединяйтесь к нам в соцсетях и мессенджерах
чтобы получать полезные материалы и свежие новости про корпоративное управление

« К списку новостей

Специальные сервисы
для директора и совета директоров