Редакция благодарит за помощь в организации интервью Ассоциацию независимых директоров. 21 мая Джон Бойнтон принял участие в заседании директоров в рамках совместного проекта РБК Pro и АНД «Открытый совет директоров» на тему «Бизнес в глобальном контексте после COVID-19». Трансляцию можно посмотреть здесь

Председатель совета директоров «Яндекса» Джон Бойнтон рассказал РБКPro о том, как компания справляется с кризисом, в каких направлениях планирует развиваться, а также о том, чему научился сам за время работы из дома и какие книги почитать в самоизоляции

Джон Бойнтон

— Джон, как советы директоров могут помочь компаниям пережить кризис и как вы перестраиваете свою работу в «Яндексе»?

— Один из главных приоритетов — сделать все, что в наших силах, чтобы помочь на нашем домашнем рынке справиться с пандемией. У нас есть проект «Помощь рядом» (благотворительная инициатива, запущенная в марте, изначально на нее было выделено более 1,5 млрд руб.). В рамках этой инициативы мы обеспечили бесплатные поездки для врачей, доставку тестов на коронавирус и социальных наборов продуктов.

Мы также стали развивать образовательное направление в онлайне. Запустили образовательные программы для учеников 5–11-х классов, которые отвечают всем образовательным стандартам в РФ («Яндекс.Школа»). Так мы поддерживаем дистанционное обучение.

И, конечно, мы создали индекс самоизоляции, который позволяет увидеть, как люди в разных городах соблюдают режим самоизоляции.

То есть первое, что мы сделали, — это определили задачу первостепенной важности. Второе — очень внимательно мониторим, что происходит с нашими бизнесами. Смотрим, где «тушить пожары», а где реализовывать возможности. И третье — продолжаем управлять компанией по тому курсу, который установили, сохраняя прежний диалог между менеджментом и советом директоров.

— Какой главный вызов сейчас стоит перед «Яндексом»?

— Конечно, ситуация непростая, но мы продолжаем делать свою работу, поддерживаем своих работников настолько эффективно, насколько можем, и получаем позитивный фидбек от них. То есть это контролируемый краткосрочный вызов для нас из-за COVID-19. Но в то же время в этом есть и интересный момент — мир развивается все стремительнее, он сильно изменится, и мы стараемся смотреть вперед, чтобы быть готовыми к этим изменениям. И мы начинаем думать о том, что мы можем сделать, чтобы капитализировать эти новые возможности, которые появятся в будущем.

— А какие новые возможности вы видите для «Яндекса» сегодня?

— Огромное количество возможностей. Можно наблюдать, как сильно вырос спрос на услуги с доставкой в последнее время. Или переход от традиционной торговли к электронной. Мы все — свидетели эволюции покупок в офлайне, которые теперь перешли в онлайн просто с бешеной скоростью. Мы видим повышенный спрос в секторе e-com, доставке еды, направлении «Яндекс.Лавка». Мы также наблюдаем рост в сегменте видеосервисов. Теперь мы смотрим фильмы и концерты из дома. И я думаю, что новые возможности как раз появятся вследствие развития этих направлений — диджитал-услуг и доставки.

Бизнес будет развиваться по-новому. К каким-то вещам мы привыкаем и считаем, что так и должно быть, что они всегда будут доступны. Например, возможность ходить на спортивные мероприятия и сидеть на маленьком сиденье вместе с 30 тыс. других людей. Не уверен, что эта активность в скором времени возобновится. При этом люди не утратят интерес к спорту, но они будут «потреблять» этот спорт совершенно по-другому.

— Может ли страна извлечь выгоду из кризиса?

— От кризиса вообще сложно выиграть кому бы то ни было. Но он может создать возможности начать делать многие вещи совершенно другим образом. Появится новая нормальность. Я думаю, что нам потребуется еще несколько месяцев, чтобы по-настоящему осознать, что нас ждет в долгосрочном периоде. Сейчас мы все-таки в самом разгаре кризиса.

— Какие советы управленцам вы можете дать?

— Во-первых, им стоит быть терпеливыми. Им нужно осознавать, что должно пройти некоторое время, прежде чем появится какая-то ясность, как будет выглядеть наше будущее. Второе — они должны помогать. Их команды сейчас особенно зависят от руководства и нуждаются в поддержке. И третье — менеджеры должны быть креативными. Сейчас странные, беспрецедентные времена. И люди должны умудряться находить решения. Если честно, я настроен оптимистично — мир восстановится от этой ситуации. Тяжело сейчас, но в будущем мы оглянемся назад и подумаем, что очень много по-настоящему хороших вещей пришло к нам благодаря этому периоду изменений.

— Чему лично вы научились за время работы из дома? Какие навыки освоили?

— У меня четверо детей, и мы не собирались вместе по вечерам несколько лет. Теперь мы это делаем. Я увлекаюсь рыбалкой нахлыстом и теперь умею формировать узкие петли на забросе. Еще у меня накопился огромный список книг, которые давно хотел прочесть. Поэтому наконец трачу больше времени на чтение.

— Какие книги вы прочитали и можете порекомендовать нашим читателям?

— Из того, что прочел в последнее время… Первая — это автобиография Бенджамина Франклина. Она написана в конце XVIII века, но полна мудрости для каждого из нас сегодня. Вторая книга — «Принципы. Жизнь и работа» Рэя Далио, известного инвестора. У него тоже можно многое почерпнуть.

Источник: https://pro.rbc.ru

Автор: Лина Бышок


/ 21.05.2020

Присоединяйтесь к нам в соцсетях и мессенджерах
чтобы получать полезные материалы и свежие новости про корпоративное управление

« К списку новостей

Специальные сервисы
для директора и совета директоров