Автор: Александр Чмель, член наблюдательного совета АНД, к.э.н., профессор практики Московской школы управления «СКОЛКОВО», член ACCA, Cert IoD
Источник: журнал «Акционерное общество: вопросы корпоративного управления», №10 (125) Октябрь 2014
Комитет по аудиту (далее — КпА), созданный при совете директоров общества, является важным фактором успешной реализации трех из четырех функций общепринятой модели корпоративного управления (см. рисунок 1). Основная задача КпА заключается в осуществлении надзора (oversight) от имени совета директоров общества за финансовыми аспектами деятельности общества и за надлежащим функционированием систем внутреннего контроля и управления рисками.
Деятельность комитетов по аудиту российских обществ в разной степени регламентируют следующие документы:
Общества, ценные бумаги которых допущены к торгам, должны также отвечать требованиям правил листинга, предъявляемым их организаторами. В новых Правилах листинга Московской биржи, вступивших в силу 09.06.2014 г., повышены требования к качеству корпоративного управления эмитентов в соответствии с новым Кодексом. Теперь для включения ценных бумаг в высший уровень листинга советы директоров эмитентов акций в котировальном списке первого уровня обязаны, помимо прочего, сформировать комитет по аудиту, состоящий из независимых директоров. Аналогичные, а иногда и более строгие, требования предъявляют биржи других стран.
Для выполнения задач, поставленных перед комитетом по аудиту, комитет должен быть профессионально сформирован как с точки зрения его состава, так и с точки зрения документов, регулирующих его статус и компетенцию:
В п. 2.8.1 Кодекса корпоративного управления сказано, что «для предварительного рассмотрения вопросов, связанных с контролем за финансово-хозяйственной деятельностью общества, рекомендуется создавать комитет по аудиту».
В пунктах 171—177 (часть Б Кодекса) содержатся достаточно подробные рекомендации как в отношении состава комитета по аудиту, так и в отношении его основных задач и некоторых аспектов проведения его заседаний.
В то же самое время Федеральный закон «Об акционерных обществах» № 208-ФЗ (от 26.12.1995 г. в ред. от 28.07.2012 г., далее — Закон об АО) не предусматривает существования каких бы то ни было комитетов при советах директоров, а в статье 85 он предписывает избрание общим собранием акционеров ревизионной комиссии (ревизора) общества «для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества».
Естественно возникает вопрос о том, в чем состоит различие между этими двумя органами. Ниже приводится сравнение основных характеристик комитета по аудиту (КпА) и ревизионной комиссии (РК):
Приведенный выше сравнительный анализ комитета по аудиту и ревизионной комиссии показывает, что эти органы в определенной степени дублируют друг друга с точки зрения их компетенции, хотя при этом результат, цели и ряд других аспектов их деятельности очень сильно отличаются. Все это не может не порождать некоторую путаницу в российской корпоративной жизни, которую можно несколько уменьшить, определив порядок взаимодействия этих органов, например, в положении о комитете по аудиту. В то же время в международной практике корпоративного управления отсутствует такое дублирование, а компетенция, роль и обязанности комитетов по аудиту очень четко определены.
В пункте 2.8.1 Кодекса корпоративного управления сказано, что «рекомендуется создавать комитет по аудиту, состоящий из независимых директоров».
Члены комитета по аудиту должны:
Согласно лучшей практике комитет по аудиту должен состоять только из независимых директоров, при этом по меньшей мере один из них должен быть финансовым специалистом.
Существует немало различных определений независимости, сформулированных в Законе об АО, в Законе Сарбейнс-Оксли, в правилах листинга на Нью-Йоркской и прочих фондовых биржах, в Кодексе корпоративного управления, но в настоящей статье этот вопрос подробно не рассматривается .
Кто может считаться финансовым специалистом? Это такой член комитета по аудиту, который обладает «опытом и знаниями в области подготовки, анализа, оценки и аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности» (пункт 174, часть Б Кодекса). Как правило, такой опыт и знания формируются на основе полученного образования и опыта работы в качестве дипломированного (аттестованного) бухгалтера, аудитора, финансового директора, финансового контролера или главного бухгалтера. Финансовый специалист обладает следующими знаниями и навыками:
Что касается численности комитета по аудиту, то следует отметить следующее:
Новые члены комитета по аудиту должны получать необходимые инструкции и исходную информацию о деятельности общества.
Всем членам комитета по аудиту необходимо постоянно совершенствовать свои знания и знакомиться с самой последней информацией, особенно в вопросах стандартов финансовой отчетности и связанных с этим бизнес-процессов.
В связи с неоднозначностью законодательного регулирования деятельности комитета, целесообразно разработать и утвердить на заседании совета директоров подробное положение о комитете по аудиту. В крупных обществах (группах компаний) со сложной организационной и корпоративной структурой полезно утвердить порядок взаимодействия КпА с исполнительными органами и подразделениями общества.
Как правило, положение о комитете по аудиту определяет следующее:
Для выполнения своих основных задач КпА получает от совета директоров следующие полномочия:
Комитет по аудиту должен собираться с такой регулярностью, которая обеспечивает выполнение его обязанностей, но не реже, чем установленное количество раз в течение года. В этом отношении существует различная практика:
В план работы КпА прежде всего следует включать вопросы, которые вытекают из основных задач комитета (подробно изложены ниже). Помимо этого, при подготовке и реализации хозяйственных операций, требующих утверждения советом директоров общества, КпА предварительно рассматривает их и высказывает совету директоров свои рекомендации по финансово-экономическим аспектам этих операций. Такая же процедура предварительного рассмотрения на заседании КпА применяется и при подготовке финансово-экономических вопросов для их обсуждения на заседаниях совета директоров.
Ревизионная комиссия, внешние аудиторы и внутренние аудиторы могут предложить провести заседание КпА, если сочтут это необходимым.
Комитет по аудиту должен на регулярной основе оценивать эффективность своей деятельности, сопоставляя достигнутые результаты с теми задачами, которые поставлены перед комитетом в положении о нем и в плане его работы.
Основные задачи комитета подробно изложены в пункте 172, часть Б Кодекса и показаны на рисунке 2.
Надзор за составлением бухгалтерской и финансовой отчетности охватывает следующие элементы:
Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО);
Основная задача комитета по аудиту — обеспечить достоверность публикуемой финансовой информации. При этом комитет:
Надзор за внешним аудитом охватывает следующие элементы:
Комитет по аудиту, являясь уполномоченным представителем акционеров и собственников, отвечает за поддержание эффективных рабочих взаимоотношений с внешними аудиторами на всех этапах годового цикла аудита от его планирования до выпуска аудиторского заключения и получения письменной информации руководству общества по итогам аудита. Эта роль комитета как представителей акционеров очень важна, поскольку аудиторы адресуют свое заключение акционерам и несут ответственность за качество проведенного аудита перед ними, хотя договор на оказание аудиторских услуг и их оплату заключается между внешним аудитором и руководством общества.
Формат общения аудиторов с органами управления общества определен в российском правиле (стандарте) № 22 «Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника» и в Международном аудиторском стандарте (ISA) 260 «Коммуникация с лицами, отвечающими за управление».
Надзор за системами внутреннего контроля и управления рисками охватывает следующие элементы:
Рекомендации по вопросам системы управления рисками и внутреннего контроля изложены в разделе V Кодекса. В частности, совет директоров должен определить принципы и подходы к организации этой системы в обществе, а затем убедиться в том, что действующая система соответствует этим принципам и эффективно функционирует.
Важнейшим инструментом «систематической независимой оценки надежности и эффективности системы управления рисками и внутреннего контроля» является внутренний аудит, проведение которого должно организовывать общество (пункт 5.2 Кодекса). Грамотно организованное взаимодействие комитета по аудиту с подразделением внутреннего аудита позволяет совету директоров убедиться в адекватности и эффективности функционирования системы управления рисками и внутреннего контроля общества.
Надзор за действенностью и эффективностью функционирования службы внутреннего аудита охватывает следующие элементы:
Критически важно обеспечить независимость службы внутреннего аудита общества, для чего в пункте 5.2.1 Кодекса рекомендуется разграничить функциональную и административную подотчетность этой службы:
«Функционально подразделение внутреннего аудита рекомендуется подчинить совету директоров, а административно — непосредственно единоличному исполнительному органу общества».
Более того, в подпункте 4) пункта 267 части Б Кодекса рекомендуется «утверждение советом директоров (предварительное рассмотрение комитетом по аудиту) решений о назначении, освобождении от должности, а также определение вознаграждения руководителя подразделения внутреннего аудита».
Лучшая практика заключается в планировании и проведении работы службы внутреннего аудита на основе карты рисков, согласованной с комитетом по аудиту и/или советом директоров общества.
Надзор за системой информирования о возможных недобросовестных действиях (whistleblowing) охватывает следующие элементы:
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее — Росимущество) утвердило 20.03.2014 г. «Методические рекомендации по организации работы комитетов по аудиту советов директоров акционерных обществ с участием Российской Федерации», проект которых разработал Экспертно-консультационный совет Росимущества, основываясь на положениях соответствующих законов РФ, Кодекса корпоративного управления, стандартов (в частности, относящихся к внутреннему аудиту, внутреннему контролю и управлению рисками), и с использованием лучшей международной практики.
Цель этих методических рекомендаций — «оказать содействие советам директоров госкомпаний в определении роли и задач комитетов по аудиту». В них определяется, что комитету надлежит заниматься надзором по всем пяти основным направлениям его деятельности (которые изложены выше), а также надзором за системой обеспечения соблюдения нормативно-правовых требований (комплаенс, от англ. compliance).
Приводятся также рекомендации по следующим аспектам деятельности комитетов по аудиту:
Членам комитетов по аудиту госкомпаний следует руководствоваться положениями этих методических рекомендаций при планировании и осуществлении деятельности их комитетов.
/ 09.10.2014