Автор статьи: Игорь Розанов
На прошедшем недавно Круглом столе РСПП по корпоративному управлению прозвучал тезис: за последние два года в России произошло много изменений в области корпоративного управления, но вопрос «зачем оно нужно?» по-прежнему актуален. Тезис оправдан — пока регуляторы, инвесторы и бизнес сообщество повторяют, что причина недооценки российских компаний в недостаточной развитости их корпоративного управления, на практике один за другим появляются примеры, показывающее обратное: «Уралкалий» — компания, корпоративное управление в которой построено по самым высоким стандартам — потерял за прошлый год 20% капитализации; Х5, имевший в составе СД прославленных директоров-иностранцев, уступил лидерство по объему капитализации «Магниту». Список можно продолжать. И вот уже звучат вопросы: не достигло ли корпоративное управление в российских компаниях своего потолка?
Да, вопрос «зачем компании хорошее корпоративное управление?» далеко не праздный. Построение соответствующего передовым стандартам КУ — весьма трудозатратный процесс. Сколько требуется ресурсов, чтобы выработать понимание концепции, разработать документы, найти и пригласить независимых директоров, которые (если сделать правильный выбор!) будут не просто голосовать, но ставить сложные вопросы, и добиваться обстоятельного ответа! Так что действительно — зачем оно нужно?
Для ответа на этот вопрос российский бизнес сегодня должен в первую очередь уточнить ключевые понятия и вспомнить базовые принципы корпоративного управления.
Это не просто механизмы и процедуры, не баланс сдержек и противовесов.
Это не просто сформированные комитеты и большинство независимых директоров в совете.
И уж тем более, это не просто корпоративные процедуры и регламенты.
Всего перечисленного — недостаточно.
Корпоративное управление — это принципы прозрачности, подотчетности, ответственности, а хорошее корпоративное управление в компании — это добровольно взятое на себя обязательство директоров и топ-менеджеров действовать на основе вышеуказанных принципов.
Не эти ли действия подразумевают инвесторы, говоря о том, что корпоративное управление в России имеет серьезный потенциал для улучшений?
Во время роуд-шоу или регулярных встреч с инвесторами компаниям часто задают вопросы: да, мы видим ваши цели, вашу стратегию, ваши бизнес-планы, но что вы скажете о людях, которые управляют? От руководства компаний ждут не только профессиональных компетенций, но и высоких персональных стандартов. Если СД и высший менеджмент компании всерьез действует на основе высочайших этических принципов и правил — какой мощный сигнал она подаст рынку, контрагентам, сотрудникам! При прочих равных такая компания наверняка привлечет заинтересованное внимание инвесторов и бизнес-сообщества.
Сейчас, когда Правительство РФ одобрило новый Кодекс корпоративного управления, вопрос «зачем компании хорошее КУ?» особенно актуален. Если компании научатся рассматривать кодекс не как набор инструкций и ограничений, а как свод основополагающих ценностей, практическая польза от его внедрения будет неизмеримо выше, чем при формальном подходе.
...Слушая выступающих на Круглом столе, невозможно было отделаться от мысли, что в России практически нет компаний, корпоративное управление в которых можно было бы без оговорок признать передовым. Зато есть люди, для которых этика и репутация — основные ценности. Да, такие люди есть — и в этом направлении у всего российского бизнеса есть огромный потенциал для развития.
/ 24.03.2014