Автор: Игорь Розанов, исполнительный директор Ассоциации независимых директоров

Источник: журнал «Депозитариум», 2015

Недавно IFC и Международный центр эффективного разрешения споров (CEDR) представили результаты нового исследования, посвященного корпоративным конфликтам. В основном такие конфликты связаны с разногласиями между советом директоров и менеджментом компании, между членами совета директоров, а также между советом директоров и стейкхолдерами.

Одна из главных причин конфликтов в корпоративном управлении — отсутствие или недостаток грамотных коммуникаций. Не получая от директоров актуальной информации о деятельности компании, акционеры и инвесторы начинают нервничать, теряя к ней доверие. Директора, в свою очередь, часто не слышат акционеров, устанавливают свои правила игры, и в итоге, когда они встречаются — раз в год — вспыхивает конфликт.

На протяжении многих лет Ассоциация независимых директоров наблюдает за деятельностью советов директоров (СД) в российских компаниях. Основное внимание среднестатистического СД направлено на вопросы, связанные со стратегией компании, развитием бизнеса, формированием планов на 3–5 лет, надзором и контролем. И конечно, на то, как компания выполняет планы, исполняет бюджет, работает с рисками, как достигаются KPI. Сегодня СД обеспокоен тем, какие экстренные или антикризисные планы надо принять, чтобы адаптироваться к изменившимся условиям.

Часто ли в повестке дня СД возникают вопросы коммуникаций? Наши наблюдения показывают: крайне редко. Отчего так происходит? Почему недостаточность коммуникаций СД с акционерами, инвесторами и иными стейкхолдерами не является злободневным вопросом? Не доходят руки? Скорее всего, да.

Так где же выход и кому принадлежит ключевая роль в налаживании эффективных коммуникаций? Эти люди — корпоративные секретари. Если корпоративный секретарь чувствует и видит, что необходимо улучшить в работе СД, что может быть изменено, тогда придут и ответы, как это сделать.

Один из способов — проведение специальных сессий для советов директоров, и сегодня они все активнее входят в практику компаний. Алгоритм их проведения понятен. Главное — какая добавленная ценность для компании, для СД, для корпоративного секретаря будет от такой сессии, какие вопросы на ней должны быть подняты. Залог успеха — эффективное целеполагание.

Лучшая отдача от таких сессий — когда они способны обогатить отношения внутри СД, когда директора работают как одна команда и что‑то реально меняют. Здесь не обойтись без профессионального фасилитатора. Именно внешний модератор задаст правильные вопросы, сделает так, чтобы все оказались, как говорится, на одной волне, поможет вскрыть ключевые вызовы, которые стоят перед СД, актуализирует важные темы, до которых не всегда доходят руки. И вовлечение СД в коммуникацию с акционерами и инвесторами — одна из таких тем.

Именно те компании, где есть грамотный корпоративный секретарь, который чувствует проблематику, знает время, когда всех собрать, и понимает, как важна роль внешнего модератора, пользуются самой высокой репутацией на рынке.


/ 31.03.2015

Присоединяйтесь к нам в соцсетях и мессенджерах
чтобы получать полезные материалы и свежие новости про корпоративное управление

« К списку новостей

Специальные сервисы
для директора и совета директоров